04.09.2023
04.09.2023
Возрастные
психологические особенности детей дошкольного возраста
Психологические
особенности детей 2-3 лет.
Показатели |
Характеристика |
Ведущая потребность |
Потребность в любви, заботе. |
Ведущая функция |
Восприятие |
Игровая деятельность |
Партнерская со взрослыми; индивидуальная
с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми |
Ситуативно-деловое:
взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками |
Эмоционально-практическое: сверстник
малоинтересен. |
Эмоции |
Восприимчивость к
эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления
положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта. |
Способ познания |
Предметно-манипулятивная
деятельность, метод проб и ошибок. |
Объект познания |
Непосредственно
окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие |
Восприятие сенсорных
эталонов (цвет, форма) |
Внимание |
Непроизвольное; быстро
переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем
внимания 3-4 предмета. |
Память |
Непроизвольная
(эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не
запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление |
Наглядно-действенное:
возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального
действия с предметами |
Воображение |
Репродуктивное
(воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности |
Разнообразие
окружающей среды; физический комфорт. |
Новообразования возраста |
Самопознание, усвоение
элементарных норм опрятности и поведения в коллективе. |
Психологические особенности детей 3-4
лет.
Показатели |
Характеристика |
Ведущая потребность |
Потребность в общении,
уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция |
Восприятие |
Игровая деятельность |
Партнерская со
взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношения со взрослыми |
Ситуативно-деловое:
взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками |
Эмоционально-практическое:
сверстник малоинтересен. |
Эмоции |
Резкие переключения;
эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Способ познания |
Экспериментирование.
Конструирование. |
Объект познания |
Непосредственно
окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие |
Восприятие сенсорных
эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание |
Непроизвольное; быстро
переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин.
Объем внимания 3-4 предмета. |
Память |
Непроизвольная
(эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не
запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление |
Переход от
наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с
предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение |
Репродуктивное
(воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности |
Разнообразие окружающей
среды; партнерские отношения со взрослыми |
Новообразования возраста |
1.Планирующая функция речи. 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные,
эстетические). |
Психологические особенности детей 4-5 лет.
Показатели |
Характеристика |
Ведущая потребность |
Потребность
в общении, познавательная активность |
Ведущая функция |
Наглядно-образное
мышление |
Игровая деятельность |
Коллективная
со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-деловое:
взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое:
сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции |
Более
ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной
отзывчивости. |
Способ познания |
Вопросы,
рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания |
|
Восприятие |
Восприятие
сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание |
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и
возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память |
Кратковременная,
эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5
предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное |
Воображение |
Репродуктивное,
появление творческого воображения |
Условия успешности |
Кругозор
взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной
деятельности. 2.развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Психологические
особенности детей 5-6 лет.
Показатели |
Характеристика |
Ведущая потребность |
Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция |
Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность |
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог,
игровая ситуация |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-деловое: взрослый – источник
информации |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер
по сюжетной игре |
Эмоции |
Более ровные старается контролировать, проявляются
элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания |
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание |
Внимание зависит от интереса ребенка,
развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает
внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память |
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит
от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное |
Воображение |
Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности |
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
1.Контролирующая функция речи: речь
способствует организации собственной деятельности. 2.развитие способности выстраивать
элементарные умозаключения. |
Психологические
особенности детей 6-7 лет.
Показатели |
Характеристика |
Ведущая потребность |
Потребность в общении в и самоутверждение |
Ведущая функция |
Общение со сверстниками, осознания своего «Я» |
Игровая деятельность |
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые
игры |
Отношения со взрослыми |
Ситуативно -деловое; ситуативно-личностное: взрослый – источник
информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм,
предпочтении в общении. |
Эмоции |
Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания |
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность,
экспериментирование |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени,
пространства), организуются в систему и используются в различных видах
деятельности. |
Внимание |
Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах.
Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. |
Память |
Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти
8-10 предметов из 10, 4-5 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать,
устанавливать причинно-следственные связи. |
Воображение |
Развитие творческого воображения стереотипности образов. |
Условия успешности |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания |
Новообразования возраста |
1.
Планирующая функция речи. 2.
Предвосхищение результата деятельности. 3.
Формирования высших чувств
(интеллектуальные, моральные, эстетические). 4.
Осознания своего «Я» |