Психологические особенности детей дошкольного возраста
04.09.2023
Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста
04.09.2023
Возрастные
психологические особенности детей дошкольного возраста
Психологические
особенности детей 2-3 лет.
| 
   Показатели  | 
  
  
   Характеристика  | 
  
 
| 
   Ведущая потребность  | 
  
  
   Потребность в любви, заботе.  | 
  
 
| 
   Ведущая функция  | 
  
  
   Восприятие  | 
  
 
| 
   Игровая деятельность  | 
  
  
   Партнерская со взрослыми; индивидуальная
  с игрушками, игровое действие.  | 
  
 
| 
   Отношение со взрослыми  | 
  
  
   Ситуативно-деловое:
  взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.  | 
  
 
| 
   Отношения со сверстниками  | 
  
  
   Эмоционально-практическое: сверстник
  малоинтересен.  | 
  
 
| 
   Эмоции  | 
  
  
   Восприимчивость к
  эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления
  положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.  | 
  
 
| 
   Способ познания  | 
  
  
   Предметно-манипулятивная
  деятельность, метод проб и ошибок.  | 
  
 
| 
   Объект познания  | 
  
  
   Непосредственно
  окружающие предметы, их свойства и назначения.  | 
  
 
| 
   Восприятие  | 
  
  
   Восприятие сенсорных
  эталонов (цвет, форма)  | 
  
 
| 
   Внимание  | 
  
  
   Непроизвольное; быстро
  переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем
  внимания 3-4 предмета.  | 
  
 
| 
   Память  | 
  
  
   Непроизвольная
  (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не
  запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.  | 
  
 
| 
   Мышление  | 
  
  
   Наглядно-действенное:
  возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального
  действия с предметами  | 
  
 
| 
   Воображение  | 
  
  
   Репродуктивное
  (воссоздание репродукции знакомого образа)  | 
  
 
| 
   Условия успешности  | 
  
  
   Разнообразие
  окружающей среды; физический комфорт.  | 
  
 
| 
   Новообразования возраста  | 
  
  
   Самопознание, усвоение
  элементарных норм опрятности и поведения в коллективе.  | 
  
 
Психологические особенности детей 3-4
лет.
| 
   Показатели  | 
  
  
   Характеристика  | 
  
 
| 
   Ведущая потребность  | 
  
  
   Потребность в общении,
  уважении, признании самостоятельности ребенка.  | 
  
 
| 
   Ведущая функция  | 
  
  
   Восприятие  | 
  
 
| 
   Игровая деятельность  | 
  
  
   Партнерская со
  взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.  | 
  
 
| 
   Отношения со взрослыми  | 
  
  
   Ситуативно-деловое:
  взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.  | 
  
 
| 
   Отношения со сверстниками  | 
  
  
   Эмоционально-практическое:
  сверстник малоинтересен.  | 
  
 
| 
   Эмоции  | 
  
  
   Резкие переключения;
  эмоциональное состояние зависит от физического комфорта  | 
  
 
| 
   Способ познания  | 
  
  
   Экспериментирование.
  Конструирование.  | 
  
 
| 
   Объект познания  | 
  
  
   Непосредственно
  окружающие предметы, их свойства и назначения.  | 
  
 
| 
   Восприятие  | 
  
  
   Восприятие сенсорных
  эталонов (цвет, форма, размер)  | 
  
 
| 
   Внимание  | 
  
  
   Непроизвольное; быстро
  переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин.
  Объем внимания 3-4 предмета.  | 
  
 
| 
   Память  | 
  
  
   Непроизвольная
  (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не
  запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.  | 
  
 
| 
   Мышление  | 
  
  
   Переход от
  наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с
  предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)  | 
  
 
| 
   Воображение  | 
  
  
   Репродуктивное
  (воссоздание репродукции знакомого образа)  | 
  
 
| 
   Условия успешности  | 
  
  
   Разнообразие окружающей
  среды; партнерские отношения со взрослыми  | 
  
 
| 
   Новообразования возраста  | 
  
  
   1.Планирующая функция речи. 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные,
  эстетические).  | 
  
 
Психологические особенности детей 4-5 лет.
| 
   Показатели  | 
  
  
   Характеристика  | 
  
 
| 
   Ведущая потребность  | 
  
  
   Потребность
  в общении, познавательная активность  | 
  
 
| 
   Ведущая функция  | 
  
  
   Наглядно-образное
  мышление  | 
  
 
| 
   Игровая деятельность  | 
  
  
   Коллективная
  со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация  | 
  
 
| 
   Отношения со взрослыми  | 
  
  
   Внеситуативно-деловое:
  взрослый – источник информации  | 
  
 
| 
   Отношения со сверстниками  | 
  
  
   Ситуативно-деловое:
  сверстник интересен как партнер по сюжетной игре  | 
  
 
| 
   Эмоции  | 
  
  
   Более
  ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной
  отзывчивости.  | 
  
 
| 
   Способ познания  | 
  
  
   Вопросы,
  рассказы взрослого, экспериментирование.  | 
  
 
| 
   Объект познания  | 
  
  |
| 
   Восприятие  | 
  
  
   Восприятие
  сенсорных эталонов, свойств предметов.  | 
  
 
| 
   Внимание  | 
  
  
   Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и
  возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов  | 
  
 
| 
   Память  | 
  
  
   Кратковременная,
  эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5
  предмета из 5, 2-3 действия.  | 
  
 
| 
   Мышление  | 
  
  
   Наглядно-образное  | 
  
 
| 
   Воображение  | 
  
  
   Репродуктивное,
  появление творческого воображения  | 
  
 
| 
   Условия успешности  | 
  
  
   Кругозор
  взрослого и хорошо развитая речь  | 
  
 
| 
   Новообразования возраста  | 
  
  
   1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной
  деятельности. 2.развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.  | 
  
 
Психологические
особенности детей 5-6 лет.
| 
   Показатели  | 
  
   Характеристика  | 
 
| 
   Ведущая потребность  | 
  
   Потребность в общении, познавательная активность  | 
 
| 
   Ведущая функция  | 
  
   Наглядно-образное мышление  | 
 
| 
   Игровая деятельность  | 
  
   Коллективная со сверстниками, ролевой диалог,
  игровая ситуация  | 
 
| 
   Отношения со взрослыми  | 
  
   Внеситуативно-деловое: взрослый – источник
  информации  | 
 
| 
   Отношения со сверстниками  | 
  
   Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер
  по сюжетной игре  | 
 
| 
   Эмоции  | 
  
   Более ровные старается контролировать, проявляются
  элементы эмоциональной отзывчивости.  | 
 
| 
   Способ познания  | 
  
   Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.  | 
 
| 
   Объект познания  | 
  
   Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые  | 
 
| 
   Восприятие  | 
  
   Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.  | 
 
| 
   Внимание  | 
  
   Внимание зависит от интереса ребенка,
  развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает
  внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов  | 
 
| 
   Память  | 
  
   Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит
  от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.  | 
 
| 
   Мышление  | 
  
   Наглядно-образное  | 
 
| 
   Воображение  | 
  
   Репродуктивное, появление творческого воображения  | 
 
| 
   Условия успешности  | 
  
   Кругозор взрослого и хорошо развитая речь  | 
 
| 
   Новообразования возраста  | 
  
   1.Контролирующая функция речи: речь
  способствует организации собственной деятельности. 2.развитие способности выстраивать
  элементарные умозаключения.  | 
 
Психологические
особенности детей 6-7 лет.
| 
   Показатели  | 
  
   Характеристика  | 
 
| 
   Ведущая потребность  | 
  
   Потребность в общении в и самоутверждение  | 
 
| 
   Ведущая функция  | 
  
   Общение со сверстниками, осознания своего «Я»  | 
 
| 
   Игровая деятельность  | 
  
   Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые
  игры  | 
 
| 
   Отношения со взрослыми  | 
  
   Ситуативно -деловое; ситуативно-личностное: взрослый – источник
  информации, собеседник.  | 
 
| 
   Отношения со сверстниками  | 
  
   Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм,
  предпочтении в общении.  | 
 
| 
   Эмоции  | 
  
   Преобладание ровного оптимистичного настроения.  | 
 
| 
   Способ познания  | 
  
   Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность,
  экспериментирование  | 
 
| 
   Объект познания  | 
  
   Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.  | 
 
| 
   Восприятие  | 
  
   Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени,
  пространства), организуются в систему и используются в различных видах
  деятельности.  | 
 
| 
   Внимание  | 
  
   Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах.
   Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов.  | 
 
| 
   Память  | 
  
   Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти
  8-10 предметов из 10, 4-5 действия.  | 
 
| 
   Мышление  | 
  
   Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать,
  устанавливать причинно-следственные связи.  | 
 
| 
   Воображение  | 
  
   Развитие творческого воображения стереотипности образов.  | 
 
| 
   Условия успешности  | 
  
   Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания  | 
 
| 
   Новообразования возраста  | 
  
   1.     
  Планирующая функция речи. 2.     
  Предвосхищение результата деятельности. 3.     
  Формирования высших чувств
  (интеллектуальные, моральные, эстетические). 4.     
  Осознания своего «Я»  |