27.02.2024
27.02.2024
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
На основе учебного пособия «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д.
Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной»
Саше в
ноябре исполнится 7 лет, и мама хочет отдать его в школу. Хочет этого и сам
Саша, тем более что и группа детского сада, которую он посещает, подготовительная,
т.е. «выпускная».
Однако
школьный психолог, побеседовав с мальчиком, посоветовал маме повременить с
поступлением в школу, объяснив это тем, что он «еще маленький». Мама обиделась
и повела Сашу в соседнюю школу. Но и там психолог вынес странное заключение:
мальчику пока рано учиться, пусть еще один год походит в детский сад.
Мама в
недоумении: «Какой же он маленький? Всего-то на пару месяцев младше многих
своих друзей.
Старший
дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий,
очень важный этап его жизни – поступление в школу. Существенное место в работе
с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Можно
выделить два аспекта:
1.Продолжающееся
целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических
процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной
программы,
2.
Обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения,
счета).
Существует
убеждение, что достижение ребенком определенного возраста или поступление в
школу автоматически должно вести к возникновению и становлению мотивации,
готовности впитывать знания, произвольности поведения. Обнаружив, что они
отсутствуют и это мешает первокласснику хорошо учиться, взрослые начинают
требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти
качества формируются на протяжении всего дошкольного детства и отсутствие их у
ребенка 6-7 лет свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.
Исследования
показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того
уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к
систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической
незрелости ребенка, поступающего в школу.
1. Слабое речевое развитие детей. Здесь
выделяются два аспекта:
а)
различия в уровне речевого развития разных детей;
б) формальное, не осознанное владение детьми
смыслом различных слов, понятий. Ребенок пользуется ими, но на прямой вопрос,
что означает данное слово, часто дает неправильный или приблизительный ответ.
Особенно часто такое использование лексики
наблюдается при заучивании стихотворений, пересказе текстов. Это связано с излишним
упором на ускоренное вербальное (речевое) развитие ребенка, выступающее для
взрослых показателем его интеллектуального развития.
2. Неразвитость тонкой моторики. В
определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру,
в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания и пр.
3. Неправильное формирование способов учебной
работы. Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением
правил. Умея применять правило при выполнении задания, дети с трудом
запоминают его формулировку. Более того, многие ребята сначала делают упражнение,
а потом учат правило, на выполнение которого и было направлено данное
упражнение. Психологический анализ показывает, что причина этого кроется не
столько в неудовлетворительной формулировке правил, сколько в
несформированности у детей необходимых навыков работы с правилами.
4. Отсутствие у детей ориентировки на способ
действия, слабое владение операциональными навыками. Дети,
хорошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения
при решении задач, когда необходимо показать ход решения в развернутом виде,
по действиям: условия решения и способ решения начинают путаться, ребенок с
трудом находит ошибку в решении.
Этим
же обусловлена и проблема понимания, принятия и удержания учебной задачи в
течение всего периода ее выполнения, особенно если оно требует ряда последовательных
действий. Часто, особенно в первом классе, дети понимают поставленную перед
ними задачу, принимают ее, но выполняют все равно не так, как объяснил взрослый.
При пошаговом контроле со стороны взрослого дети вполне успешно справляются с
заданием.
5. Слабое развитие произвольного внимания,
памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за
ходом коллективной работы, за ответами других ребят, особенно при чтении или
пересказе цепочкой, друг за другом.
6. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети
испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить
выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки. При этом в чужой
работе дети достаточно легко находят ошибки, т.е. умения, необходимые для действия
проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной
работой ребенок еще не может.
Указанные
проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста
являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических
процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства. Выявить
такие особенности детей не просто.
Практический
психолог детского сада может использовать программу диагностики
психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста, составленную с
учетом выделенных выше показателей. Для этого вам нужно заблаговременно
обратить за психологической диагностикой в вашему детскому психологу.
27.02.2024
v
Важно, чтобы до школы
у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и
взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении
новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в
магазине.
v
Учите ребенка не теряться, когда тебя
критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он
может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно
иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его,
вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно,
если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на
замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а
постарается что-то изменить.
v
-Важно для ребенка
уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с
полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или
одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по
возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи
незнакомого взрослого или ребенка.
v
В школе малыш нередко
будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы
понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию
детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные
ситуации?
v
Старайтесь, чтобы
ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и
поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить
каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый
шаг в работе - хвалите за готовый результат.
v
Приучайте малыша
спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в
распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом
с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка.
Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное,
"шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
v
С первых дней ваш
первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему
элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать
карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать
инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т.д.
v
При поступлении в
общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И
все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу
делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют
другие дети"