22.11.2018
Причины детского дорожно-транспортного
Причины детского дорожно-транспортного
травматизма
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в области вызывает озабоченность у сотрудников госавтоинспекции, народного образования, здравоохранения, общественности.
Для статистики: по состоянию на 25 мая в Свердловской области произошло 104 ДТП, в которых пострадали 107 и погибли семь несовершеннолетних; на Екатеринбург пришлось 27 ДТП, в которых пострадали 29 и погиб один ребенок (информация с сайта Управление ГИБДД ГУ МВД
http://www.gibdd.ru/r/66/news/1596759/)
На летние месяцы: май, июнь, июль, август приходится 39 % дорожных происшествий с участием детей. Всплески аварийности с детьми отмечаются в апреле, сентябре.
Особое внимание обращает на себя высокая аварийность в определенные часы суток и дни неделей.
Анализ аварийности показывает, что в часы с 16 до 20 происходит 50 % дорожных происшествии, в которых чаще гибнут и травмируются дети-пешеходы и велосипедисты. Неблагоприятными днями недели оказались понедельник, суббота и воскресенье. Именно на них приходится 48 % аварий с детьми.
Причиной несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах остается недостаточный надзор взрослых. А также отсутствие навыков дисциплинированного поведения на дорогах.
Дети не умеют наблюдать: осматривать проезжую часть, замечать автотранспортные средства, оценивать скорость и направление их движения, предвидеть возможность появления транспортного средства из-за других транспортных средств, деревьев, кустов. Иногда дети устраивают игры на проезжей части, переходят проезжую часть в неустановленном месте, неожиданно выбегают перед близко идущим автомобилем, не выполняют правила езды на велосипеде. Нередки случаи, когда дети, подражая взрослым, переходят проезжую часть на запрещающий сигнал светофора.
Изучение организации дорожного движения
Первоначальной стадией в работе с детьми по Правилам дорожного движения должно стать изучение обязанностей пешеходов. Детям дошкольного возраста и младшего школьного возраста необходимо показать места, разрешенные для движения пешеходов. Лучше, если это будет пешеходная дорожка или подземный переход. Безопасным местом для перехода считать можно перекресток, регулируемый светофором или регулировщиком. Существуют два вида светофоров – транспортный и пешеходный. Только на зеленый сигнал светофора можно переходить проезжую часть. Важен при переходе через проезжую часть и выбор времени. Безопасным расстоянием от пешехода до идущего автомобиля считают 100 м. Именно этого достаточно, чтобы безопасно перейти проезжую часть.
Необходимо напомнить ребенку, что опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства, из-за другого препятствия, за которым не видно движение автомобилей.
Родители с детьми проходят путь от дома до детского сада и обратно, отмечая наиболее опасные места и намечая более безопасный маршрут (через регулируемые пешеходные переходы, участки улиц и дорог схорошим обзором, на которых нет густых кустов и деревьев, стоящих транспортных средств, особенно крупногабаритных), детям следует объяснить, в чем опасность участков, которые не рекомендуются использовать детям при движении.
Для каждой улицы, которую надо переходить, дается характеристика: интенсивность движения, возможность появления транспортных средств из-за поворота, предметы, мешающие обзору улицы (кусты, деревья, постройки).
Изучение обязанностей пешеходов
Совместно с родителями МКДОУ «Детский сад №32 «Малыш» осуществляют изучение обязанностей пешеходов. Разбор конкретных дорожных происшествий с участием детей дает возможность обучения детей в процессе пешего движения.
Дома начинается это от зеркала. Перед выходом из дома ребенок должен помнить, что он отправляется на улицу с движением транспорта, где необходимо быть внимательным и осторожным. Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием скрытой опасности.
При движении по тротуару:
– придерживайтесь правой стороны тротуара;
– не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
– маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
– родители должны быть готовы удержать его при попытке вырваться;
– приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
– покажите и разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклами) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
– не приучайте детей выходить на проезжую часть: коляски с детьми ведите только по тротуару;
– при движении группы ребят учите их идти в паре, не выходя из колонны, не нарушая ее порядка и выполняя все указания сопровождающих детей взрослых. Впереди колонны и замыкают ее люди с красными флажками.
Готовясь перейти улицу:
– остановитесь, замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
– привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой па дороге;
– подчеркивайте свои движения, поворот головы для осмотра улицы, обстановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
– учите ребенка всматриваться вдаль и различать приближающиеся транспортные средства;
– не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задним колесом;
– обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
– покажите неоднократно ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется, но инерции, как водитель пытается резко его остановить, чтобы не сбить пешехода.
При переходе через проезжую часть:
– переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках – по линии тротуаров, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
– идите только на зеленый сигнал светофора. Ребенок должен привыкнуть, что на красный и даже на желтый сигнал не переходят, даже если нет транспорта. Не переходите дорогу на красный сигнал светофора: если ребенок это делает с вами, он тем более сделает это один;
– выходя на проезжую часть, прекратите разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишне;
– не спешите и не бегите, переходите дорогу всегда размерным шагом, иначе ребенок научится спешить и бегать там, где надо наблюдать, чтобы обеспечить безопасность перехода;
– не переходите дорогу под углом к оси, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы;
– ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
– не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, так как он приучится делать так же – это типичная ошибка детей;
– не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели: друзей, родственников, знакомых, нужный автобус. Не спешите и не бегите к ним, приучите ребенка, что это опасно;
– не начинайте, переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
– при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть, при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
Вне населенных пунктов порядок движения пешеходов несколько иной. Пешеход идет по обочине дороги навстречу транспортному средству, чтобы вовремя уйти от опасности. Ходьба по обочине дороги в попутном направлении очень опасна. При отсутствии тормозов, в темное время суток, водитель транспортного средства может совершить наезд на пешеходов или сбить кузовом.
При переходе проезжей части вне населенного пункта нужно быть осмотрительным. Выбор места перехода не должен быть на крутом подъеме или спуске. Иначе не заметишь автомобиль или не успеешь принять должного решения для обеспечения безопасности.
Пешеходу следует помнить и об условиях движения транспорта со специальным световым или звуковым сигналом.
Пожарные, патрульные автомобили, скорая помощь требуют незамедлительного проезда через перекрестки. Поэтому при их приближении следует освободить проезжую часть.
Родителям следует знакомить детей с типичными ошибками, допускаемыми пешеходами:
– ребенок переходит, по пешеходному переходу проезжую часть не остановившись и не осмотревшись, переходит дорогу справа налево наискось;
– готовясь к переходу проезжей части, не замечает автомобиль, делающий поворот направо, для того, чтобы его заметить, надо смотреть не только налево, но и налево назад, в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, идущий с большой скоростью, мотоцикл, мопед;
– двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора дома или с территории предприятия, не замечает выезжающие транспортные средства. На улице с нерегулярным движением автомобильных транспортных средств («пустынное»), не осмотревшись, выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом;
– идя вдоль проезжей части, справа по ходу транспорта, выходит на левую сторону, не осмотревшись;
– подбегая или подъезжая на велосипеде к дороге, по которой за время его приближения ни одно транспортное средство не проезжало, выходит (выезжает) на проезжую часть, не осмотревшись;
– увидев автомобиль, находящийся от себя на расстоянии, и не умея оценить время, необходимое транспортному средству для преодоления этого расстояния, начинает переходить улицу, не имея необходимого резерва времени;
– осмотрев проезжую часть, один раз и увидев автомобиль при переходе проезжей части, больше не смотрит в его сторону, уверенный, что успеет перейти дорогу, однако автомобиль может увеличить скорость или изменить направление движения, из переулка или двора может появиться другое транспортное средство;
– ошибочно оценивать будущее направление автомототранспортного средства;
– спокойно стоит на углу тротуара, в зоне радиуса поворота крупногабаритного транспортного средства (автобуса, грузовика с прицепом), которые при повороте могут сбить его задней или средней своей частью;
– находится позади стоящего транспорта (не видя пешехода, водитель может поехать задним ходом);
– двигаясь по проезжей части рассчитывает, что водитель видит его и сумеет объехать или своевременно остановится;
– играя вблизи проезжей части и забывшись в игре, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее.
Формирование у детей навыков безопасного
поведения на автомобильной дороге
Навык переключения на улицу.
Родителям придется систематически напоминать детям о различии в поведении дома и на улице. Уходя из дома с ребенком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице необходим детям. Это должно стать привычкой.
Подходя к концу тротуара, к бордюрному камню, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу, необходимую для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону (проезжую часть), осмотрите улицу в обоих направлениях.
Навык переключения на самоконтроль даст возможность следить за своим поведением автоматически, контролировать дорожную ситуацию, правильно оценивать обстановку и принимать решение.
Ребенок должен предвидеть опасность. Своими глазами он должен видеть, что за разными предметами па улице часто скрывается опасность. Уроки предвидения скрытой опасности можно проводить, находясь на тротуаре, и зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. Неоднократно необходимо показать ребенку с тротуара:
– стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный автомобиль;
– стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающий из-за него встречный автомобиль;
– стоящий грузовик или легковой автомобиль и внезапно выезжающий из-за него другой транспорт;
– кусты, деревья, забор, кучи земли и снега, строительные материалы возле дороги и выезжающий из-за них транспорт;
– движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
– движущийся транспорт и встречный автомобиль, выезжающий из-за него.
Необходимо добиться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору улиц, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как рекомендация к повышенной осторожности. Следует выработать условный рефлекс на опасность препятствия, закрывающего обзор улицы.
Следует обратить внимание детей на обманчивость и опасность пустынных улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживленные улицы, не видя транспорт, и не слыша их шума несколько минут, дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно предполагая, что улица пуста.
Навык наблюдения. Подойдя к проезжей части, ребенок должен повернуть голову налево, направо и осмотреть улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. Осматривать дорогу ребенок должен несколько раз, так как обстановка на дороге может резко измениться. Прежде чем сделать первый шаг с тротуара следует посмотреть налево. Дойдя до середины проезжей части, надо посмотреть направо.
Особенно внимательно ребенок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить идущий транспорт.
Научите ребенка всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, мотороллер, велосипед, поскольку иногда ребенок смотрит, но не замечает идущий вдалеке легковой автомобиль или мотоцикл.
Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, ведите с ребенком счет времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать секунды, ребенок научится правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения.
Научите ребенка определять направление будущего движения транспорта, какой автомобиль поедет прямо, а какой готовится к повороту (включен указатель поворота).
Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от нормы по зрению, и, в частности, используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребенка на улице резко осложняется. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить транспорт, приближающийся сбоку, у детей с дефектами зрения намного слабее, чем у детей с нормальным зрением.
Такой ребенок должен быть еще более внимательным, так как он может ошибиться в определении расстояния до транспортного сродства и его скорости, может не заметить автомобиль. Целесообразно, чтобы ребенок в очках компенсировал недостаток зрения более частым и тщательным поворотом головы и просмотром улицы налево и направо.