13.11.2017
"Мой малыш такой застенчивый! - жалуются порой мамы. - Все дети играют, а мой сидит в сторонке". "В саду он самый тихий, никогда не становится центром игры". Хорошо это или плохо - быть застенчивым? Давайте разбираться в истинных причинах каждой ситуации. Конечно, скромность - качество прекрасное, но как быть, если ребенок, выучив стихотворение, не может выступить на празднике, если ужасно теряется в присутствии незнакомых людей? Если ему крайне трудно ответить на простые вопросы или же, наоборот, спросить кого-то, попросить о чем-то? Застенчивость может сильно мешать малышу.
Что происходит на самом деле? Для начала важно убедиться, что ребенок именно застенчив, а не испытывает какие-то физические препятствия к общению с другими детьми. Малыш может отказываться от игры из-за того, что у него плохое зрение или слух, есть проблемы с движением, он устал, нездоров... Подумаем, всегда ли кроха застенчив, вообще ли он такой тихоня или только в особенных ситуациях и что это за ситуации? Ваш ребенок всегда тих и скромен? Это может быть как проявлением ярко выраженных природных качеств личности, так и последствием душевной травмы, стресса или сильной неуверенности в себе. Давайте подумаем: насколько глубоко мы знаем душу нашего крохи? Ведем ли мы доверительные беседы, в которых все на свете можно прояснить? Понимаем ли истинные причины поступков ребенка? Часто взрослые, стремясь упростить ситуацию, в которой действовали дети, сводят ее к решению простого уравнения "кто виноват?". Однако мотивы действий малыша далеко не всегда просты, и они часто гораздо глубже, чем мы можем себе представить. Давайте деликатно и уважительно вникать в сложный мир маленького человека. В душе ребенка, особенно если он выглядит задумчивым, чувствительным и тихим; как правило, идет грандиозная работа. И родители не должны позволить малышу остаться без их помощи в решении его психологических проблем. "Моя трехлетняя Света - очень шаловливая девочка, но только дома. Как только мы выходим на детскую площадку, Свету будто меняют. Она стоит возле меня и внимательно наблюдает за играми детей, никогда в них не вмешиваясь". Хорошо бы провести небольшой экскурс в Светину жизненную историю. Может быть, когда -то незнакомая девочка ударила ее совочком? Или мальчик отобрал ведерко? Или кто-то из взрослых рассказал ей о том, что на детской площадке ее могут обидеть? В результате ребенок начинает бояться своих сверстников, то есть равных себе, и постепенно теряет естественное свойство человека - доверие к миру.
Чужой среди своих Несмотря на то что вы постоянно искренне хвалите кроху за его маленькие достижения, он может вполне адекватно оценивать себя в обществе старших, более талантливых, более ловких детей. Даже если дома он прекрасно поет, оказавшись среди тех, кто старше на год-полтора, малыш может набычиться и про сидеть на стульчике все занятие, не обращая внимания на уговоры спеть любимую песенку про зайчика. Давить на такого ребенка нет никакого смысла. Сначала нужно дать ему возможность освоиться в кругу новых друзей, познакомиться с ними и убедиться, что его принимают таким, какой он есть, не собираются потешаться над ним. По существу малыш боится показаться смешным. И это абсолютно нормально, хотя есть дети, от природы способные получать удовольствие, веселя других. "Мой Никита дома очень забавный, фантазер, выдумщик, интеллектуальный даже, я бы сказала. Если к нему придут в гости ребятишки - бегает до седьмого пота с ними. Привожу в развивающую группу ровесников: прищурится - и сразу в угол, к игрушкам. И никакими усилиями не вытянешь его до конца занятия". Что же делать с таким Никиткой? Да ничего, принимать его таким как есть. Просто мальчик в данный момент жизни много наблюдает. "Посиделки" в углу – только прикрытие, его капитанский мостик. Если в других ситуациях ему несложно влиться в игру, значит, в этой развивающей группе что-то не соответствует его типу личности. Да-да, его маленькой личности. или воспитатель слишком громкий, или танцы его не очень привлекают, или он боится своей возможной неловкости. Для ребенка главное одобрение - это одобрение других детей, и лучшее, что может сделать педагог, - постараться, чтобы другие дети выразили это одобрение застенчивому крохе.
Будем мудрее! Увы, не всегда семейная ситуация складывается так, что ребенку хорошо дома. Даже в раннем дошкольном возрасте, когда, казалось бы, и ругать-то ангелочка не за что. Все его милые шалости взрослые будут потом вспоминать с умилением. Тем не менее педагогическое наследие предыдущих эпох часто провоцирует взрослых изо всех сил "воспитывать" ребенка словами, а порой даже и унижать его. "Просто не знаю, что делать с бабушкой, которая постоянно ругает наших двоих малышей. Они и хлеб-то не ценят, и кашу-то не доедают, а вот она маленькая после войны хлеб на пол не роняла... И шумят сильно, и прыгают очень много... В итоге дети стали нервными и неуверенными в себе". Жизнь с послевоенных времен изменилась, и не стоит доказывать весело скачущим малышам, что надо плакать над каждой упавшей крошкой хлеба. Да и овсянка. которую мы им варим. что греха таить. не всегда вызывает аппетит! И уж совсем не стоит укорять малышей за их активное движение. Такое поведение взрослых может вызвать комплекс неполноценности у детей. А если еще указывать им на их маленький рост, невежество, требовать никогда не перебивать взрослых, ставить в угол и применять прочие воспитательные приемы советской эпохи, то мы вырастим не просто забитого человечка, а личность с чувством врага. Наконец. классика воспитательных ошибок - разбор полетов, когда взрослый, прибежавший на детские крики, начинает детей делить и выяснять, кого бы тут оправдать, а кого наказать. Особенно это касается детей-погодков в одной семье. В силу характера один из них может быть быстро реагирующим, а другой – медленным, один – терпеливым, а другой – нетерпимым, один – обидчивым, а другой - великодушным. Взрослые довольно редко уясняют себе истинные причины детских ссор и порой действуют по шаблону. причем детям часто достается выговор не по существу. Это приводит к нервности и деформирует личность малышей. Дети регулярно оказываются несправедливо наказанными. Поэтому в любой ситуации нельзя однозначно оценивать малышей (Вася виноват, а вот Олю обидели. Петя драчун, а Миша хороший). Лучшее, что может сделать взрослый, - это пожалеть, приласкать обоих и призвать не ссориться, а играть мирно. Обдумывание детской ссоры лучше проводить "за кадром" ситуации.
Лекарство от застенчивости Застенчивость, если ее рассматривать как нежелание человека демонстрировать посторонним что-то личное, является здоровым свойством психики. Если ваш ребенок всего лишь стесняется раздеваться при незнакомых, пусть даже в кабинете педиатра, не пугайтесь. Но если малыш всеми силами избегает любого проявления себя в обществе, задумайтесь о причинах такого поведения. Именно задумайтесь, а уж потом идите к ребенку деликатно выяснять, в чем дело. Малыш должен знать, что вы принимаете его любым: и молчуном, и неудачником, и неумехой. Куда больше, чем все развивающие кружки и студии, ребенку нужна любящая семья. Место, в котором он всегда самый любимый, нужный, важный, способный и замечательный, в котором его не подозревают в дурных наклонностях и грехопадениях, где все его промашки помогут понять, объяснить, простить и помочь исправить. Пусть в этом доме он перебивает взрослых, если говорит что-то очень важное для него (а важного у детей много!), пусть дает свою оценку всему, что его волнует, пусть выражает свои желания и имеет право просить о том, что для него важно.
Погода в доме Никогда никому не удавалось воспитать ребенка словами. Можно сто раз повторить правила поведения. но. если сам взрослый их не соблюдает, все будет бесполезно. Так и в саду, и в школе, так и в семье: мы можем воспитать малыша только самой атмосферой семьи. Если мы подозреваем друг друга, не доверяем секретов, не испытываем любви, весьма сомнительно, что малыш вырастет хорошим человеком. Дети удивительно податливы к изменениям семейной атмосферы. Вы наверняка и сами это замечали: стоит взрослым поссориться - дети уже стали капризными, стоит миру вновь воцариться - и вот малыши уже снова ангелы. Если наши ребятишки закрыты к миру и людям, давайте попробуем поискать причину этого в нас самих.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 13.11.2017